Сегодня фильмом Павла Лунгина "Царь" открылся 31-й Московский Международный Кинофестиваль. Прежде картина о Иване Грозном была показана только в Каннах, где представляла нашу страну в программе "Особый взгляд". Почему именно "с "Царем" в голове" пройдет в этом году главный кинопраздник года, и как воспримет фильм зритель - профессиональный и не очень?
"Царь" - дань Олегу Янковскому, который сыграл в нем одну из своих последних и очень сильную роль. Уход Олега Ивановича - самая большая утрата последнего времени. И как "Кинотавр" начинался с минуты молчания в честь своего своего многолетнего президента, как на фестивале "Черешневый лес" проводили акцию, посвященную великому артисту, так и ММКФ с первых же минут вспомнит великого артиста. И лучшее воспоминание - показать его в роли митрополита Филиппа - человека, который сумел отстоять свою великую веру.
Режиссер Павел Лунгин - одна из самых ярких и громких персон фестиваля, если не всего российского кинематографа. Он - председатель жюри основного конкурса. У него в этом году юбилей - 60 лет. На киносмотре пройдет отдельная ретроспектива его картин, где каждый желающий сможет вспомнить или посмотреть заново "Такси Блюз", "Свадьбу", "Олигарха" и другие его работы.
Никита Михалков, президент кинофестиваля, как всегда выбирал фильм-открытие с точным расчетом. Заметьте, это - не мировая премьера западного хита с приглашенными голливудскими селебритиз, как было, например, в прошлом году. Но в год, когда так много говорят о патриотизме в кино, когда создан специальный совет по кино, куда вошел премьер-министр, а также высокие чины государства, в год, когда случился кризис, в том числе и в кинематографе - что может "прозвучать сильнее", чем исторический фильм о взаимоотношениях веры и власти? Темы веры и власти, как вместе и по отдельности четко прослеживаются и в творчестве Михалкова, и в творчестве Лунгина. И в этом они идеально совпадают. Поэтому выбор фильма "Царь", как первой ноты, задающей тон всему фестивалю, куда уже приехали и еще ожидаются множество мировых звезд первой величины - это, что называется попадание в десятку.
Самое сложное, на мой взгляд, когда смотришь фильм "Царь", это принять преображение Петра Мамонова: осознать то, что на этот раз он играет у Лунгина совсем иного героя, чем прежде. Особенно сложно это после того, как посмотришь фильм "Остров", где Мамонов играет по сути такого же заступника Веры, какого в фильме "Царь" играет Олег Янковский. В случае с Мамоновым мы всегда - поет ли он на сцене, играет ли в спектакле или снимается в кино, имеем пример положительного отрицания. Отрицательный по сути и по поведению тип - талантливый актер - вызывает массу положительных эмоций. И тут сыгранный им царь Иван Грозный при всей своей жестокости, лицедействе-лицемерии и тирании все равно вызывает чисто человеческое сочувствие. Особенно, когда говорит, склонившись к Митрополиту Филиппу: "Один я".
Конечно же в фильме мало правды исторической. Ее ровно столько же, сколько сходства между Мамоновым и реальным Иваном Грозным (хотя по поводу истории Павел Лунгин на первой пресс-конференции на московском кинофестивале утверждал обратное - мол, даже реплики брали из опубликованной переписки). Но фильм и задуман не столько ради правды исторической, сколько ради правды психологической: как быть Царю, который испытывая одиночество власть имущего, считает себя проводником воли Бога на земле и умеет это обосновать с помощью слов из Священного писания. И как быть священнослужителю, который служит тому же Богу, но его Вера, его понимание власти и тех же священных слов таковы, что он находит в себе силы и смелость противостоять тому, кому все боятся слово сказать поперек. Все эти проблемы, как были на Руси много веков назад, так остались и по сегодняшней день. В каждом офисе, в каждой государственной и коммерческой организации люди, сами того не осознавая, решают их на разных уровнях. Лунгин взял самый высокий.
Наверное, многие будут сравнивать "Царя", даже не столько с "Иваном Грозным" Сергея Эйзенштейна, сколько с "Островом" того же Лунгина. И это - бессмысленно, поскольку "Царь" лишь продолжение темы о соотношении власти земной и власти небесной. В фильме много жестоких сцен. И по ним картина даже превосходит недавний фильм Владимира Бортко "Тарас Бульба", за который его много ругали. Для чего они нужны? Видимо, для такой же потехи для толпы, какой во время Ивана Грозного были публичные расправы над ворами, убийцами и изменниками.
Самое сильное в этом фильме - актерский дуэт Мамонова и Янковского. У Мамонова Грозный - психически больной человек. Он понимает, что без силы власти не удержишь, но где предел этой силы и жестокости не понимает, он давно уже перешагнул черту. Он пытается все новыми жестокими игрищами унять свое безумие, доказать, что на его месте каждый бы был таким же. Янковский играет митрополита, как светлую сильную личность, которую не в состоянии сломить испытания, выпавшие на ее долю. Именно поэтому к финалу картины, к моменту сцены своей смерти, он уже фактически святой.
Мне кажется, что картину воспримут неоднозначно. Люди верующие вынесут один вердикт, и у них наверняка будет много нареканий. Точки зрения кинопрофессионалов разойдутся диаметрально (уже вчера говорила с некоторыми из них - так и было). Молодой аудитории фильм вряд ли понравится, а вот широкому зрителю - скорее всего, да и цифры проката будут высокими (фильм выходит в широкий прокат 4 ноября, в День Народного Единства). И очень эта картина должна прийтись по душе зрителю иностранному.
Прочитать рецензию Валерия Кичина на фильм Павла Лунгина "Царь"